Публикации

Рецензия на книгу "Советский Союз и социализм" Гуманитарного факультета Новосибирского Государственного университета

Книга Игоря и Ирины Голаевых «Советский Союз и социализм», вышедшая в Санкт-Петербургском издательстве «Радослово», представляет бесспорный интерес для самого широкого круга читателей. Прежде всего, актуальна ее проблематика. С конца 80-х годов двадцатого века, в период перестройки, началась активная переоценка отношения к истории Советского Союза, в частности к Октябрьской революции 1917 года. Этот интерес, спровоцированный гласностью, привёл к переизбытку литературы подобного рода. Активно начали публиковаться как серьезные исторические исследования, так и откровенно «бульварная» литература, несущая в себе субъективные, ничем не обоснованные оценки. Однако очевидно, что большая часть подобных книг, изданных в условиях распада СССР и начала существования новой, «демократической», России, однозначно склонялась к бескомпромиссному осуждению и развенчанию всего советского, социалистического, порой ограничиваясь откровенным «смакованием» тем репрессий, красного террора, чтобы выработать негативное отношение у читателя. Девяностые годы шли своим чередом и первоначальный энтузиазм начал угасать. Разочарованных рыночными реформами и всеобщей разрухой россиян начали терзать сомнения (благо для этого возникли поводы): «А так ли все было плохо в Советском Союзе? Что мы на самом деле потеряли?». На смену «развенчивающим» всё советское апологетам капитализма пришли авторы с трезвыми взглядами, взвешенными оценками. В современной России такой подход актуален как никогда. Именно сейчас мы начинаем понимать, сколько ошибок было сделано в девяностые годы прошлого века, именно сейчас даже руководители страны начинают говорить о том, что необходимо учитывать весь положительный опыт, наработанный в СССР. Книга «Советский Союз и социализм» относится именно к работам подобного рода. Авторы не только предлагают свою интерпретацию и оценку событий советской истории. Они рассматривают эти события сквозь призму своих идей, которые, на их взгляд, актуальны именно для будущей России.

Авторы сами предваряют работу словами: «В какой-то степени наш труд революционный. Это революция духа, а не новая трактовка известных событий». В чем же заключается эта революция? В том, что Игорь и Ирина Голаевы предлагают качественно новое понимание истории, основанное на соединении идей Евангелия и диалектического материализма, религии или атеизма. Это возможно, на их взгляд, поскольку богоискательство, вера в светлое будущее, всегда были свойственны русскому человеку, но не всегда проявлялись в традиционной религии, которая постепенно становилась формализмом. Авторы приходят к выводу, что евангельские идеи проявились именно в идеях большевиков (прежде всего, Ленина). Дореволюционная Россия шла по тупиковому пути, страна превращалась в западную колонию, народ прозябал в темноте. Революция открыла народу новый путь, новое общество, «построенное на законах справедливости, равенства, внутренней духовной свободы и творчества». Не все шло гладко на этом пути, но была Идея, была «Родина – Мать», в которой все простые люди были братьями, независимо от национальности. Авторы считают, что «социализм открыл заложенные в человеке высоты человечности, раскрыл свободу веры и духа». Идея коммунизма, на их взгляд, заключается в построении Царства Божьего на земле. И от Бога те, кто идет к этому (даже атеисты), а не те, кто признаёт Бога только на словах. Особенно большие успехи были в период руководства Сталина. Но нападение фашистов спутало все планы, а последующие руководители (Хрущев, Брежнев) своими действиями вели страну к краху социализма. Если раньше главными ценностями советского человека были высокая мораль и идейность, патриотизм, подчинение личного общему, то постепенно эти ценности стали сходить на нет. Как отмечают авторы, «страна оказалась совершенно оторвана от той идеологии, которая породила само государство. Вместо весомых слов остались лозунги. Из него была удалена диалектическая составляющая, а взамен поставлена метафизическая». Горбачевская перестройка и «лихие девяностые» были закономерным итогом».
Главная проблематика книги – попытка разобраться, насколько необходима была Октябрьская революция и действительно ли советская власть была такой кровавой, как о ней уже привыкли говорить? Стоит отметить, что доказательная база у авторов достаточно основательна. Они убедительно описывают состояние старой России, неустойчивость монархии. Голаевы делают вывод, что так или иначе перемены были неизбежны. И именно партия большевиков была наиболее близка к интересам народа. Особое внимание авторы уделяют описанию того, насколько революционные идеи повлияли на людей в лучшую сторону, раскрыли свободу веры и духа. Вместе с тем они объективно пытаются разобраться, насколько были оправданы действия новой, советской власти в разные периоды: военный коммунизм, НЭП, коллективизация. Особое внимание уделяется сталинскому периоду. Авторы пытаются обосновать точку зрения, что создание так называемого «культа личности», партийные чистки, уничтожение оппозиции были мерами вполне соответствующими сложившимся условиям. Вместе с тем они отмечают, что были и перегибы, но именно благодаря Сталину СССР стал мощнейшей державой, именно благодаря нему народ впервые в истории нашей страны почувствовал, что чудеса возможны.
Еще одной важной проблемой, рассматриваемой в книге, является вопрос о том, актуален ли социализм сегодня и в чём его отличие от капитализма. На примере западных стран авторы очень убедительно, порой эмоционально, описывают бездуховность буржуазного мира, в котором всё продается и покупается. Так называемый, социализм Китая или Швеции также, на самом деле, является капитализмом. Настоящий же социализм ближе всего к идеям Христа. «Капиталистический Христос, оправдывающий насилие и беззаконие, хищничество, продажу земли, людей, своих тел, никакого отношения не имел к Евангелию», - как отмечают Голаевы. Актуальность социалистических идей для России объясняется тем, что построение капитализма в России было всегда осложнено ее спецификой, что наглядно показывает опыт России начала или конца 20 века.
Наиболее интересный тезис, предлагаемый в книге, заключается в том, что именно семидесятые годы 20 века были полным свидетельством краха социалистических идей, а восьмидесятые были лишь закономерным финалом. Это интересно, поскольку более распространена точка зрения, что период «застоя» был наиболее благополучным, спокойным. Авторы же достаточно наглядно ее опровергают. Например, свидетельствуют о том, что для советского обывателя изучение работ Маркса (а это было обязательно в процессе получения высшего образования по любой специальности) было скучной обязанностью. (Для первых же революционеров эти книги были сродни Священному писанию.) В брежневском СССР коммунистические лозунги были уже чем-то формальным, народ всё больше и больше интересовали материальные блага (например, квартиры, машины, предметы быта). Действительно, в экономическом плане этот период был достаточно успешным. Но, как отмечают авторы, «страна оказалась совершенно оторвана от той идеологии, которое породила само государство». Трудно поспорить с этим фактом. Достаточно изучить факты, уже доступные сегодня каждому. Известно, что партийная элита именно в этот период стала интенсивно разлагаться в моральном плане. Чего стоит хотя бы министр внутренних дел Чурбанов… Активно начали развиваться «теневые производства». Именно в «застойное» время начало формироваться такое явление как коррупция. Другое дело в том, что на фоне более-менее благополучной жизни обычного советского человека все эти явления были не так откровенны и заметны, как стали заметны в эпоху поздней перестройки (не говоря уже о девяностых годах). Интересно проследить, как отражался этот период в немногих резких и смелых советских кинофильмах той эпохи (например, «Гараж»). Здесь уже очевидны все признаки разложения. Здесь нет ни одного героя, который искренне бы верил в идеи коммунизма. Трудно представить, что революционный романтик в духе Павки Корчагина не вызвал бы смех, появившись вдруг в этой среде.

После прочтения книги остается впечатление некоторого шока. Идея авторов о том, что диалектический материализм и проповеди Христа совсем не противоречат друг другу, действительно является революционной. Но это не те «революции», которые предлагают нам различные малообразованные шарлатаны, недоучившиеся историки или фантазёры, спекулирующие на неграмотности читателя. В процессе чтения книги становится заметно, что эта идея не просто оригинальна, но и имеет под собой вполне твёрдую почву. Особенно нравится то, что авторы много говорят о «русском», причем говорят с искренней любовью к народу, порой с болью за те испытания, которые пришлось и приходится ему переживать. Это не квасной или же радикальный национализм, который, к сожалению, становится популярным в последнее время. Это вполне убедительные размышления о том, что у России действительно свой, уникальный путь. И именно опыт Советского Союза продемонстрировал, что именно своим отличием от других стран мы можем быть особенно сильны. Жизнерадостным кажется финал книги, особенно после прочтения глав о девяностых годах. Если бы этого финала не было, впечатление от книги было бы удручающим, сродни депрессии. Действительно, строили-строили социалистическое общество и вот…все мечты разрушены. Мало того – разрушена и сама страна. Но нет, говорят авторы, после лихих девяностых наступил новый век. Россия постепенно выбирается из пропасти. В современной России очень много проблем, но сам факт того, что мы можем обсуждать пути их решения, говорит о многом. Сейчас как никогда актуальны поиски новой национальной идеи. Именно для этого и пишутся книги, подобные этой. Особенный интерес вызвал прогноз авторов о том, что будущее России – в объединении коммунистических и либеральных идей. Эта точка зрения внушает уважение. Авторы не бросаются в крайности, «проповедуя» черно-белый взгляд на мир. На их взгляд, сегодня либерализм необходим именно для того, чтобы затем, по возможности, попытаться возродить и социалистические идеи.


Гуманитарный факультет Новосибирского Государственного университета